Знания и навыки, необходимые для профилактики ВИЧ инфекции
г. Караганда
Общие принципы обучения.Основные методы интерактивного обучения
Интерактивное обучение – диалоговое обучение в ходе которого осуществляется вовлечение всех участников в процесс общения в ходе которого решаются задачи как общие так и значимые для каждого. Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению, формируют мнения, отношения и навыки поведения.
Требования:
Количество участников не должно превышать 25 чел.
Соблюдать временные рамки каждого упражнения.
На первом занятии проводится упражнение «знакомство» и принимается «соглашение» (правила работы группы)
Необходимо сочетание подачи теоретического материала с проведением интерактивных упражнений и разминок
Вначале любого занятия зачитываются цели и задачи данного занятия, а в конце подводятся итоги.
Знакомство: непременно проводится в том случае, даже когда участники знают др. др.
Игры, направленные на знакомство:
«Снежный ком». Все участники по кругу называют свои имена. Причем, каждый следующий, прежде чем назвать свое имя повторяет имена предыдущих участников.
«Две правды и одна ложь». Учащимся предлагается сказать о себе два правдивых и одно такое, которое не соответствует действительности.
Презентация соседа. Это упражнение проводится в парах. После минутного обсуждения каждый участник представляет своего соседа указывая его имя и любимое занятие.
Соглашение: правила работы группы.(для повышения эффективности усвоения материала). Пункты соглашения записываются заранее и вывешиваются на видное место. Это способствует созданию такой обстановки при которой каждый участник мог открыто высказываться и выражать свои взгляды и чувства, не боялся стать объектом насмешки был уверен что обсуждаемое в группах не выйдет за пределы группы.
Обучение: до начала занятия провести анкетирование для оценки предварительного уровня информированности. Анкеты сохраняются до окончания всего тренинга и затем уровень знаний оценивается еще раз. Сравнивая результаты можно будет сделать оценку эффективности тренинга.
Методы интерактивного обучения:
«Мозговая атака», «мозговой штурм» – метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. (4-5 минут) После завершения обсудить все варианты ответов, выбрать главный и второстепенные.
Ролевая игра – метод разыгрывания ситуации из реальной жизни. Что позволяет нам практиковать перевод знаний в действие. Помогает подросткам практиковать и создавать навыки в ситуациях реальной жизни. (3-4 участника)
Для чего игры: – знакомство
– сплочение коллектива
– коммуникативные игры
Упражнение на определение ценностей, мнений и отношений (позволяет определить представления участников, их отношения и жизненные позиции)
Вариант №1: «согласен-не согласен»
ВИЧ инфицированных людей следует изолировать?
Обсуждение решений в парах, группах, отстаивание позиций. После тренер спрашивает, не изменилось ли чье – то мнение к той или иной проблеме.
Вариант №2: Если помещение просторное, можно обозначить линию через всю комнату. На одном ее конце закрепить «Согласен», на втором «Не согласен», по середине «Сомневаюсь». Прослушав спорное утверждение участники встают в соответствующем их мнению месте. (метод обмена мнениями и приобретения уверенности)
Работа в малых группах
Контрольный лист или тест.
Разработка проектов (позволяет мысленно выйти за пределы школы и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу )
Например: составить проект по профилактике ВИЧ в своем городе.
Видеофильмы (дополнительный материал усвоения темы). Перед показом обратить внимание учащихся на 4-5 ключевых вопроса. Это будет основой для обсуждения.
Разминки (с целью снятия психологической и физической нагрузки). Способствуют развитию коммуникативных навыков.
Виды разминок: игры.
Оценка работоспособности по 5-ти бальной системе
На развитие внимания и наблюдательности
«Делай как я»
Задачи обучения:
Дать информацию
Способствовать выработке мотивации у подростков изменить свое поведение на более безопасное
Формировать навыки ответственного поведения
Тема: Основные сведения о ВИЧ
Цель: Дать базовую информацию по проблеме, повысить уровень информированности о распространении эпидемии ВИЧ в РК и Карагандинской области.
Задачи: 1. Дать общее представление о том, что такое ВИЧ, СПИД.
2. Ознакомить с эпидситуацией в мире и РК и Карагандинской области.
3. Убедить, что проблема распространения ВИЧ актуальна для РК.
Ход занятия:
Упражнение 1. Мозговая атака. Вопрос: «Что вы слышали о ВИЧ инфекции и СПИДе?»
Упражнение 2. Мини – лекция.
Упражнение 3. Работа в малых группах. Раздача вопросов для обсуждения.
1 гр-медицинские проблемы, вызванные эпидемией ВИЧ
2 гр – экономические проблемы, вызванные эпидемией ВИЧ
3 гр – социально-правовые проблемы, вызванные эпидемией ВИЧ
4 гр – образовательные проблемы, вызванные эпидемией ВИЧ
Тема: Пути передачи ВИЧ
Цель – снизить уязвимость учащихся к заражению ВИЧ.
Задачи- дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ и о том, как не передается. Акцентировать внимание учащихся на том, что заразиться ВИЧ может любой человек, практикующий опасное для заражения поведение. Способствовать выработке навыков определения степени риска заражения ВИЧ.
Ход занятия:
Упражнение 1. Мозговая атака «Какие биологические жидкости вы знаете?» Варианты ответов записать на доске или большом листе бумаги. Разъяснение.
Упражнение 2. работа в малых группах «Как передается ВИЧ и как не передается».
Упражнение 3. Мини лекция
Упражнение 4. Заполнение теста «Степень риска»
Упражнение 5. Решение ситуационной задачи. Например – необходимо оказать первую помощь пострадавшему, у которого кровотечение. что вы будете делать?
Тема: Влияние ВИЧ на иммунную систему. Основные факты и вопросы
Цель – дать понятия о причинах развития СПИДа и диагностики ВИЧ инфекции.
Задачи:
Ознакомить с историей открытия вируса.
Дать понятие иммунной системы человека. Рассказать о работе иммунной системы здорового человека, рассказать о нарушениях иммунной системы, возникающих после заражения ВИЧ.
Дать понятие «период серологического окна».
Ознакомить учащихся с возможностями диагностики ВИЧ инфекции.
Ход занятия:
Упражнение 1. Мини лекция
Упражнение 2. Ситуационная задача. «Человек сдал кровь на ВИЧ и узнает что у него обнаружены антитела к ВИЧ. Что он почувствует? Что он станет делать?»
Упражнение 3.аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ». Нужно ли обследоваться на ВИЧ?
Упражнение 4. Решение ситуационной задачи. «Молодой человек имел опасный сексуальный контакт. Через 7 дней он решил обследоваться на ВИЧ. Что вы думаете об этом? Какой совет дадите молодому человеку?»
Тема: Ответственное поведение – защита от ВИЧ инфекции
Цель – формирование ответственного отношения к сексуальному здоровью.
Задачи: – Дать понятия опасного и безопасного в отношении заражения ВИЧ поведения
– Информировать учащихся об опасности ранних половых связей.
-Акцентировать внимание учащихся на том, что ответственное поведение – единственный способ защиты от заражения ВИЧ.
– Способствовать формирования навыков ответственного поведения, принятия ответственных решений и действий.
Ход занятия:
Упражнение 1. Мозговая атака. «Какое поведение опасно для инфицирования ВИЧ?
Упражнение 2. Работа в группах. (содействие осмыслению степени риска опасного полового поведения) «Чем рискуют девушки / юноши опасные половые связи?»
Упражнение 3. Ситуационные задачи
Упражнение 4. Общая дискуссия: «Проявления любви без секса»
Упражнение 5.Выработка правил для отсрочки начала половой жизни. Работа ан 2 группы: юноши и девушки.
Упражнение 6.Закончи фразу «Безопасное половое поведение – это…»
Упражнение 7. «Что вы знаете о СПИДе?»
Тема: Наркотики и ВИЧ
Цель – Предупредить употребление наркотиков учащимся.
Задачи: – Информирование учащихся о вредном воздействии наркотиков на организм, особенно подростка.
Формирование навыков отказа от приема психоактивных веществ.
– Выработка навыков противодействия давлению сверстников.
Ход занятия:
Упражнение 1. Мозговая атака. «Какие наркотики вы знаете?
Упражнение 2. Мини лекция.
Признаки зависимости:
– Сильное, непреодолимое желание принять наркотик.
Необходимость постоянно повышать дозу для достижения прежнего эффекта
Появление псих и физ дискомфорта при отсутствии данного вещества и испол. др. веществ для снятия дискомфорта.
Сужение интересов
Потеря способности контролировать дозу принимаемого вещества и ситуацию, связ с употреблением. Даже однократный прием может привести к тяжелым последствиям!
Продолжение:
Последствия однократного употребления:
Передозировка и смерть от остановки дыхания и ост. Сердца, тяжелое повреждение печени и головного мозга
Аллергические реакции вплоть до смертельного исхода
Развитие псих. Зависимости
Обострение хронических заболеваний
Высокий риск заражения ВИЧ и гепатитом (внутр. исп)
Последствия длительного употребления:
Потери социальных связей (проблемы с учебой, работой, потеря друзей, семьи)
Постоянные проблемы с Законом
Изменения личности вплоть до слабоумия
Псих и физ зависимость
Развитие хронический заболеваний (туберкулез, нарушение функции печени, почек, сердца. сниж иммунитета)
Влияние на ребенка (высокий риск пороков развития у потомства)
Смерть от передозировки
Продолжение:
Упражнение 3. Обсуждение причин и степени риска для здоровья потребления наркотиков. Работа в 2х группах: «Почему люди употребляют наркотики?» «Последствия потребления наркотиков (медицинские, социальные, экономические)»
Упражнение 4. Ситуационные задачи. Работа в 3х группах.
Упражнение 5. Общая дискуссия. «Как отказаться от предлагаемых наркотиков?»
Тема: Стигма и дискриминация
Цель- Снижение стигмы и дискриминации людей, живущих с ВИЧ.
Задачи: – Объяснить учащимся, что нарушение прав человека способствует распространению эпидемии ВИЧ.
Способствовать формированию гуманного отношения к ВИЧ – инфицированным.
Ход занятия:
Упражнение 1. Ситуационные задачи. Работа в 3х группах. Обсудить отношение людей к ВИЧ инфицированным, существующие страхи в обществе.
Упражнение 2. Мини лекция
Упражнение 3.Разделить комнату на 4 половины: «Согласен», «Не согласен», «Не уверен», «Не знаю».
Утверждения: – ВИЧ инф. Людей следует изолировать
-ВИЧ инф нельзя иметь детей
– ВИЧ заражаются только безответственные люди.
– ВИЧ инф люди не могут работать врачами, педагогами и военными.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ