Skip to content
Главная страница » Оқу орындарына арналған

Оқу орындарына арналған

  • by

Знания и навыки, необходимые для профилактики ВИЧ инфекции

г. Караганда

Общие принципы обучения.Основные методы интерактивного обучения

Интерактивное обучение – диалоговое обучение в ходе которого осуществляется вовлечение всех участников в процесс общения в ходе которого решаются задачи как общие так и значимые для каждого. Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению, формируют мнения, отношения и навыки поведения.

Требования:

Количество участников не должно превышать 25 чел.

Соблюдать временные рамки каждого упражнения.

На первом занятии проводится упражнение «знакомство» и принимается «соглашение» (правила работы группы)

Необходимо сочетание подачи теоретического материала с проведением интерактивных упражнений и разминок

Вначале любого занятия зачитываются цели и задачи данного занятия, а в конце подводятся итоги.

Знакомство: непременно проводится в том случае, даже когда участники знают др. др.

Игры, направленные на знакомство:

«Снежный ком». Все участники по кругу называют свои имена. Причем, каждый следующий, прежде чем назвать свое имя повторяет имена предыдущих участников.

«Две правды и одна ложь». Учащимся предлагается сказать о себе два правдивых и одно такое, которое не соответствует действительности.

Презентация соседа. Это упражнение проводится в парах. После минутного обсуждения каждый участник представляет своего соседа указывая его имя и любимое занятие.

Соглашение: правила работы группы.(для повышения эффективности усвоения материала). Пункты соглашения записываются заранее и вывешиваются на видное место. Это способствует созданию такой обстановки при которой каждый участник мог открыто высказываться и выражать свои взгляды и чувства, не боялся стать объектом насмешки был уверен что обсуждаемое в группах не выйдет за пределы группы.

Обучение: до начала занятия провести анкетирование для оценки предварительного уровня информированности. Анкеты сохраняются до окончания всего тренинга и затем уровень знаний оценивается еще раз. Сравнивая результаты можно будет сделать оценку эффективности тренинга.

Методы интерактивного обучения:

«Мозговая атака», «мозговой штурм» – метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. (4-5 минут) После завершения обсудить все варианты ответов, выбрать главный и второстепенные.

Ролевая игра – метод разыгрывания ситуации из реальной жизни. Что позволяет нам практиковать перевод знаний в действие. Помогает подросткам практиковать и создавать навыки в ситуациях реальной жизни. (3-4 участника)

Для чего игры: – знакомство

– сплочение коллектива

– коммуникативные игры

Упражнение на определение ценностей, мнений и отношений (позволяет определить представления участников, их отношения и жизненные позиции)

Вариант №1: «согласен-не согласен»

ВИЧ инфицированных людей следует изолировать?

Обсуждение решений в парах, группах, отстаивание позиций. После тренер спрашивает, не изменилось ли чье – то мнение к той или иной проблеме.

Вариант №2: Если помещение просторное, можно обозначить линию через всю комнату. На одном ее конце закрепить «Согласен», на втором «Не согласен», по середине «Сомневаюсь». Прослушав спорное утверждение участники встают в соответствующем их мнению месте. (метод обмена мнениями и приобретения уверенности)

Работа в малых группах

Контрольный лист или тест.

Разработка проектов (позволяет мысленно выйти за пределы школы и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу )

Например: составить проект по профилактике ВИЧ в своем городе.

Видеофильмы (дополнительный материал усвоения темы). Перед показом обратить внимание учащихся на 4-5 ключевых вопроса. Это будет основой для обсуждения.

Разминки (с целью снятия психологической и физической нагрузки). Способствуют развитию коммуникативных навыков.

Виды разминок: игры.

Оценка работоспособности по 5-ти бальной системе

На развитие внимания и наблюдательности

«Делай как я»

Задачи обучения:

Дать информацию

Способствовать выработке мотивации у подростков изменить свое поведение на более безопасное

Формировать навыки ответственного поведения

Тема: Основные сведения о ВИЧ

Цель: Дать базовую информацию по проблеме, повысить уровень информированности о распространении эпидемии ВИЧ в РК и Карагандинской области.

Задачи: 1. Дать общее представление о том, что такое ВИЧ, СПИД.

2. Ознакомить с эпидситуацией в мире и РК и Карагандинской области.

3. Убедить, что проблема распространения ВИЧ актуальна для РК.

Ход занятия:

Упражнение 1. Мозговая атака. Вопрос: «Что вы слышали о ВИЧ инфекции и СПИДе?»

Упражнение 2. Мини – лекция.

Упражнение 3. Работа в малых группах. Раздача вопросов для обсуждения.

1 гр-медицинские проблемы, вызванные эпидемией ВИЧ

2 гр – экономические проблемы, вызванные эпидемией ВИЧ

3 гр – социально-правовые проблемы, вызванные эпидемией ВИЧ

4 гр – образовательные проблемы, вызванные эпидемией ВИЧ

Тема: Пути передачи ВИЧ

Цель – снизить уязвимость учащихся к заражению ВИЧ.

Задачи- дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ и о том, как не передается. Акцентировать внимание учащихся на том, что заразиться ВИЧ может любой человек, практикующий опасное для заражения поведение. Способствовать выработке навыков определения степени риска заражения ВИЧ.

Ход занятия:

Упражнение 1. Мозговая атака «Какие биологические жидкости вы знаете?» Варианты ответов записать на доске или большом листе бумаги. Разъяснение.

Упражнение 2. работа в малых группах «Как передается ВИЧ и как не передается».

Упражнение 3. Мини лекция

Упражнение 4. Заполнение теста «Степень риска»

Упражнение 5. Решение ситуационной задачи. Например – необходимо оказать первую помощь пострадавшему, у которого кровотечение. что вы будете делать?

Тема: Влияние ВИЧ на иммунную систему. Основные факты и вопросы

Цель – дать понятия о причинах развития СПИДа и диагностики ВИЧ инфекции.

Задачи:

Ознакомить с историей открытия вируса.

Дать понятие иммунной системы человека. Рассказать о работе иммунной системы здорового человека, рассказать о нарушениях иммунной системы, возникающих после заражения ВИЧ.

Дать понятие «период серологического окна».

Ознакомить учащихся с возможностями диагностики ВИЧ инфекции.

Ход занятия:

Упражнение 1. Мини лекция

Упражнение 2. Ситуационная задача. «Человек сдал кровь на ВИЧ и узнает что у него обнаружены антитела к ВИЧ. Что он почувствует? Что он станет делать?»

Упражнение 3.аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ». Нужно ли обследоваться на ВИЧ?

Упражнение 4. Решение ситуационной задачи. «Молодой человек имел опасный сексуальный контакт. Через 7 дней он решил обследоваться на ВИЧ. Что вы думаете об этом? Какой совет дадите молодому человеку?»

Тема: Ответственное поведение – защита от ВИЧ инфекции

Цель – формирование ответственного отношения к сексуальному здоровью.

Задачи: – Дать понятия опасного и безопасного в отношении заражения ВИЧ поведения

– Информировать учащихся об опасности ранних половых связей.

-Акцентировать внимание учащихся на том, что ответственное поведение – единственный способ защиты от заражения ВИЧ.

– Способствовать формирования навыков ответственного поведения, принятия ответственных решений и действий.

Ход занятия:

Упражнение 1. Мозговая атака. «Какое поведение опасно для инфицирования ВИЧ?

Упражнение 2. Работа в группах. (содействие осмыслению степени риска опасного полового поведения) «Чем рискуют девушки / юноши опасные половые связи?»

Упражнение 3. Ситуационные задачи

Упражнение 4. Общая дискуссия: «Проявления любви без секса»

Упражнение 5.Выработка правил для отсрочки начала половой жизни. Работа ан 2 группы: юноши и девушки.

Упражнение 6.Закончи фразу «Безопасное половое поведение – это…»

Упражнение 7. «Что вы знаете о СПИДе?»

Тема: Наркотики и ВИЧ

Цель – Предупредить употребление наркотиков учащимся.

Задачи: – Информирование учащихся о вредном воздействии наркотиков на организм, особенно подростка.

Формирование навыков отказа от приема психоактивных веществ.

– Выработка навыков противодействия давлению сверстников.

Ход занятия:

Упражнение 1. Мозговая атака. «Какие наркотики вы знаете?

Упражнение 2. Мини лекция.

Признаки зависимости:

– Сильное, непреодолимое желание принять наркотик.

Необходимость постоянно повышать дозу для достижения прежнего эффекта

Появление псих и физ дискомфорта при отсутствии данного вещества и испол. др. веществ для снятия дискомфорта.

Сужение интересов

Потеря способности контролировать дозу принимаемого вещества и ситуацию, связ с употреблением. Даже однократный прием может привести к тяжелым последствиям!

Продолжение:

Последствия однократного употребления:

Передозировка и смерть от остановки дыхания и ост. Сердца, тяжелое повреждение печени и головного мозга

Аллергические реакции вплоть до смертельного исхода

Развитие псих. Зависимости

Обострение хронических заболеваний

Высокий риск заражения ВИЧ и гепатитом (внутр. исп)

Последствия длительного употребления:

Потери социальных связей (проблемы с учебой, работой, потеря друзей, семьи)

Постоянные проблемы с Законом

Изменения личности вплоть до слабоумия

Псих и физ зависимость

Развитие хронический заболеваний (туберкулез, нарушение функции печени, почек, сердца. сниж иммунитета)

Влияние на ребенка (высокий риск пороков развития у потомства)

Смерть от передозировки

Продолжение:

Упражнение 3. Обсуждение причин и степени риска для здоровья потребления наркотиков. Работа в 2х группах: «Почему люди употребляют наркотики?» «Последствия потребления наркотиков (медицинские, социальные, экономические)»

Упражнение 4. Ситуационные задачи. Работа в 3х группах.

Упражнение 5. Общая дискуссия. «Как отказаться от предлагаемых наркотиков?»

Тема: Стигма и дискриминация

Цель- Снижение стигмы и дискриминации людей, живущих с ВИЧ.

Задачи: – Объяснить учащимся, что нарушение прав человека способствует распространению эпидемии ВИЧ.

Способствовать формированию гуманного отношения к ВИЧ – инфицированным.

Ход занятия:

Упражнение 1. Ситуационные задачи. Работа в 3х группах. Обсудить отношение людей к ВИЧ инфицированным, существующие страхи в обществе.

Упражнение 2. Мини лекция

Упражнение 3.Разделить комнату на 4 половины: «Согласен», «Не согласен», «Не уверен», «Не знаю».

Утверждения: – ВИЧ инф. Людей следует изолировать

-ВИЧ инф нельзя иметь детей

– ВИЧ заражаются только безответственные люди.

– ВИЧ инф люди не могут работать врачами, педагогами и военными.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Четырех-часовая программа

Пікір үстеу

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған